понедельник, 03 января 2011
Запоем дочитала вчера удивительную книгу. Воспоминания Великого князя Александра Михайловича.
Кузен Николая II, умнейший человек. Всю свою жизнь посвятил флоту, стоял у истоков военно-воздушного флота Российской империи. Видел крушение Империи своими глазами, чудом спасся вместе со своей семьей. И воспоминания свои писал уже в Америке в 30-ые годы.
о книге и сцыль на нее
Интересны и его детские воспоминания об устоях и традициях семьи Романовых и его взгляд на события, происходившие на его глазах. Русско-японская война, Первая мировая, которую он назвал самоубийством целого материка, революция и рассказ о том участии. которое приняли в нашей революции западные державы. Он был очень близок к императорской семье. и даже не смотря на то. что ничего нового не узнаешь о правящих романовых, и Александра III и его сына Николая II он рисует очень живо и ты проникаешься к ним уже личным отношением.
Очень увлекательно он повествует о своей службе во флоте, своем кругосветном путешествии и - весьма живописно - о тех годах, которые ему довелось провести в Японии.
Интересен его личный взгляд на события: сильный человек в страшную эпоху перемен. Пожалуй, мемуары Великого князя были бы очень увлекательными даже если бы он был простым офицером, но то, что он один из немногих выживших Романовых, человек, приближенный некогда к трону, делает их, пожалуй. особенно ценными.
конечно, вошедших в недавнюю и относительно историю у нас принято неистово ругать. Но я таки рада, что наконец-то для себя эту книгу открыла.
если кого заинтересует - вот здесь она в электронном варианте.
militera.lib.ru/memo/russian/a-m/index.html
а у меня возникло желание - пока есть такая возможность - почитать еще какие-нибудь мемуары. На очереди, возможно, воспонимания дочери Столыпина или что-то вновь о Романовых.
Никакой документалистики и современного переосмысления - часто ангажированного - мне не надоть. Мемуары сейчас гораздо интереснее.
@темы:
культурный вопрос,
Понравилось
А Жильяра читала?
А почему?
Вдобавок, в прочитанных воспоминаниях основной мотив - слащавое умиление. Но умиление - именно цесаревичем и родителями. А где старшие девочки? Почему они не производят впечатления красивеньких, умненьких, воцерковлённеньких? Создается впечатление, что они вообще ничего не значат. Ни для родителей, ни для придворных.
На самом деле я такую точку зрения почти разделяю. Возможно, Николай Александрович и был наделен прекрасными человеческими качествами, но этого было мало для управления такой большой империей.
А девочек сама очень-очень люблю! Ты воспоминания Жильяра не читала? Там о них хорошо написано, особенно Оленька такая живая
И вот одно время для меня Николай II действительно был святым. А потом, читая эту книгу, я стала вспоминать наши великолепные уроки истории, и понимала, что да, действительно, он во многом был просто преступно мягок.
Разумеется. они тряслись над цесаревичем, ведь он должен был бы стать будущим императором (хотя какой из больного ребенка император. уж довольствовались бы, что среди их племянников довольно здоровых и прекрасно воспитанных мальчиков и трон можно передать кому-то из них, а бедное дитя оставить в покое). А девочки все равно вышли бы замуж зарубеж - за равных им принцев и тд.
но у них это все превратилось во что-то нездоровое. Мне кажется, во многом в этом была виновата Императрица. она втайне завидовала Ксении Александровне, жене автора мемуаров, что та нарожала мужу кучу сыновей, а у императрицы были только девочки, а потом такое несчастье с единственным мальчиком... и сам князь вспоминает, что в доме Романовых говорить всегда приходилось с лицом, полным скорби. как будто у них недавно кто-то умер - все развлечения навек их покинули и тд.
а девочки действительно были замечательные. Хотя бы тот факт, что в годы Первой мировой они ухаживали за ранеными в форме простых сестер милосердия (как и еще некоторые женщины из династии) - о многом говорит.
но вот по поводу канонизации я слышала такое оправдание от человека, который однозначно считает их святыми: был у нас святой Александр Невский. Святой - потому что не захотел смириться с поработителями - пошел и во имя Веры выгнал всех завоевателей.
и был святой Николай II - этот свят в своем смирении с волей Бога - царь жертва. То есть он знал о своей участи (и Серафим Саровский это предсказывал и были и другие предначертания) и он считал, что ничего уже нельзя поправить и Россия должна взойти на свою Голгофу во имя будущего духовного расцвета - и поэтому он не стал бороться с теми. кто пришел распинать Россию, а дал ей возможность нести свой крест и сам ради этого мученического креста России стал царем-мучеником за Веру.
(только вот тут возникает чисто светский уже вопрос - а готовы ли были сотни тысяч русских людей идти за ним на эти муки?)
Ольга бы могла спастись - ее сватали за румынского принца Кароля, но из этого ничего не вышло, долгая история там...
и Россия должна взойти на свою Голгофу во имя будущего духовного расцвета
Это меня, честно говоря, удивляло всегда. И где этот духовный расцвет? Я где-то видела демотиватор с надписью "Их поколение сбрасывало кресты с церквей - а теперь они же удивляются, что у нашего поколения нет ничего святого".
был у нас святой Александр Невский. Святой - потому что не захотел смириться с поработителями - пошел и во имя Веры выгнал всех завоевателей.
Правильно, а мог бы тоже пойти по пути смирения и непротивления, опустить руки и ждать Deus ex machina, но не стал ведь...
Не потому ли так легко они принесли эту жертву, что поставленная сверхцель - наследник, оказалась невыполнимой? Они понимали, что могут потеряют его в любую минуту, и потеря всего остального - власти, страны, дочерей - уже не представлялась страшным.